Тарифы на энергоносители для юридических лиц регулируются тем же органом, который разрабатывает политику в данной сфере для частных потребителей – «Национальной комиссией по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг». Однако принципы формирования цены на электроэнергию для предприятий значительно отличаются от тарифов для населения.

Вопросы о том, что тарифы для организаций и предприятий в Украине на электроносители должны быть более лояльные, поднимался уже не раз, однако, не были поддержаны на законодательном уровне. С июля 2019-го года в стране был внедрен рынок электроэнергии и с того момента для предприятий многое изменилось. Руководителям пришлось искать новые пути для стабилизации своего бюджета, так как закупочные цены на энергоносители выросло почти на 30%.

Новый формат украинского рынка электроэнергии должен был существенно снизить ручное регулирование стоимости. Причинами такого повышения цен стали не совсем удачные решения Кабмина, принятые по структуре тарифов. С рынка была практически убрана дешевая атомная энергия, поэтому промышленники были вынуждены бороться за снижение цен.

Появление дополнительных посредников привело не к оптимизации ценовой политики, как ожидалось, а к росту ставок. Однако есть и положительный эффект в данной ситуации. Как бы не старались посредники и региональные поставщики получить больше прибыли, свыше был установлен лимит для тарифов, которые они вынуждены соблюдать.

Особенности формирования цен

На данный момент нет единых тарифов для предприятий, в различных регионах Украины местные поставщики определяют цены на электроэнергию для предприятий самостоятельно. Помимо этого, стоимость энергоносителей для промышленности более динамична, чем цена для частных потребителей. Начиная с 2020 года, цены на свет и энергоносители продолжают неуклонно расти.

К первому классу потребителей относятся крупные предприятия и заводы, получающие электроэнергию мощностью более 27.5 кВт напрямую от поставщиков. Средние и небольшие фабрики, частные фирмы и научно-производственные компании, нуждающиеся в мощности до 27.5 кВт, относятся ко второму классу.

Особенность тарифов и расценок для предприятий на данный момент в том, что цена на электроэнергию для предприятий будет дешевле, если брать больше. Хотя официально тарифы должны пересматриваться, они только продолжают расти. Это обуславливает руководство промышленных предприятий более серьезно относиться к вопросам распределения энергоэффективности, а также переносить часть своих затрат на конечного потребителя своей готовой продукции.

Понятно, что предприятия не хотят, чтобы повышение тарифов на энергоресурсы сказывалось на рентабельности их работы, поэтому им приходится искать различные пути, которые вряд ли найдут понимание среди частных потребителей.

Выбор тарифа

Хотя законодательство во многом ограничивает предпринимателей, они пока еще могут выбирать пути для оптимизации собственных затрат. Для этого используются разные тарифные ставки. Например, одноставочный тариф зависит от потребляемого объема, в данном случае предприятие платит независимо от времени суток одинаково за каждый киловатт. При этом большинство компаний и небольших фирм выживают только за счет экономии на потреблении энергии в ночную смену.

Поэтому предусмотрен дифференцированный тариф, позволяющий разгрузить сеть в часы пик, предоставляя возможность предприятиям экономить. Также существуют разные схемы с разными интервалами времени, для которых используется собственный коэффициент расчета. В данном случае потребляемая энергия учитывается по многотарифным счетчикам.

На данный момент также внедрен многоставочный расчет за электроносители для юрлиц, действующий по двум направлениям: за конкретно потребленный объем электроэнергии. Этот вариант особенно выгоден для крупных предприятий и корпораций.

Изменения тарифов на электричество для предприятий, которые можно наблюдать уже сейчас, помогут стабилизировать экономику страны и повысить показатели энергетической отрасли до уровня глобального рынка. Также уже многие структуры начали задумываться об энергоэффективности своих компаний.

Помимо этого, в качестве перспективы сейчас актуальны возможности дополнительной дифференциации потребителей, которые не подходят под разграничения на бытовых и промышленных пользователей. Сейчас уже идет работа в направлении вывода из формальной зоны ответственности частных компаний, школ, небольших заводов и т.д. Это приведет в итоге к тому, что для них тарифы на энергоносители могут стать в будущим максимально выгодными.